Рубрика |  Статьи по бизнесу

 

Прием товара: оформление нештатных ситуаций

учет товаров в торговлеБизнес – гибкая и во многом ситуационная сфера деятельности. И для ИП, даже самого малого, при учете товаров в торговле постоянно возникают какие-то нюансы, не укладывающиеся в привычную схему – счет-договор-накладная. А ведь согласно законодательству, документальному оформлению подлежит каждый факт хозяйственной деятельности. Какие документы заполнять в случае вполне обычных, но для вашей фирмы «нештатных» ситуаций? Постараемся ответить на этот вопрос и рассмотреть некоторые из них, возникающие при приеме товара на склад.

В 2013 году вступил в силу закон, позволивший не применять для оформления хозяйственной деятельности формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм. Каждая организация теперь вправе самостоятельно разработать бланк того или иного документа и использовать его, предварительно утвердив в своей учетной политике. Однако документы на все случаи жизни заранее не утвердишь! И вот тут-то на помощь могут прийти те самые альбомы унифицированных форм.

Вот, например, прибыл товар от поставщика, а каких-то документов не хватает, или оформлены они не правильно, или все в порядке, но счет куда-то затерялся. Естественно, все недоразумения, так или иначе, улаживаются, но в момент, когда товар нужно срочно выгружать и складировать, «искать вчерашний день» просто некогда. На помощь приходит «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» по форме ТОРГ-4. Документ оформляется в любых непонятных ситуациях с документами на груз для приемки и оприходования фактически поступивших товарно-материальных ценностей. Для этого достаточно присутствие нескольких сотрудников – членов комиссии, а также участие материально ответственного лица. Один экземпляр он оставляет у себя, а второй передает в бухгалтерию.

Или, допустим, все документы в порядке, но при приемке товара вдруг выявляется расхождение по количеству, качеству или комплектности поступающего товара с документами поставщика. Для этого случая существует «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» по форме ТОРГ-2 для отечественных товаров и ТОРГ-3 для импортных. Если расхождение в количестве – указываются фактические данные и сведения из документов. Если претензии к качеству или комплектности – условия договора или контракта сопоставляются с заключениями эксперта при участии представителя поставщика (или компетентного представителя незаинтересованной организации) и получателя.

Акты об установленном расхождении составляются отдельно на каждую партию товара от конкретного поставщика по одному транспортному документу. Товары, по которым расхождение не установлено в акте не перечисляются, в конце делается пометка: «По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет». Если расхождение превышает нормы естественной убыли, которая может возникнуть, например, в результате усушки, утруски, раскрошки, утечки, улетучивания, распыла, боя и т.п., такой акт может служить основанием для обращения в суд. При дальнейшем учете недостачи и потери в пределах норм естественной убыли включают в состав материальных расходов, а недостачи сверх этих норм, если виновные лица не установлены — в состав внереализационных расходов (пп.2 п.7 ст.254 и пп.5 п.2 ст.265 НК РФ).

Для случаев приемки товара, требующих отдельного учета тары, предусмотрено даже два документа – «Акт о завесе тары» по форме ТОРГ-6 и «Журнал регистрации ТМЦ, требующих завеса тары» по форме ТОРГ-7. Они применяются, когда в документах поставщика вес тары указан отдельно и, естественно, он должен совпасть с фактическим весом при приемке товара. Акт составляется комиссией в присутствии представителя заинтересованной организации и передается материально-ответственным лицом в бухгалтерию вместе с товарным отчетом. Если же в результате завеса тары выявлено превышение массы тары относительно сопроводительных документов, то второй экземпляр акта направляется поставщику с требованием возмещения. Журнал регистрации ТМЦ, требующих завеса тары, заполняет бухгалтер на основании приемных документов на поступивший товар.

Когда тара и упаковочные материалы не указываются отдельно в счете поставщика, а их стоимость входит в цену товара, применяется «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика» по форме ТОРГ-5. Один экземпляр такого акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Конечно, специфика у каждой фирмы своя и универсальных документов на все случаи в альбомах унифицированных форм не найти. Современное законодательство дает организациям и индивидуальным предпринимателям право самостоятельно разрабатывать формы документов, которые бы учитывали все особенности ведения именно их бизнеса, в том числе и при складском учете. Главное, чтобы были соблюдены положения п. 2 ст. 9 Федерального закона «О Бухгалтерском учете» N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., в котором перечислены обязательные реквизиты первичных учетных документов. Однако пользоваться формами из альбома унифицированных форм никто не запрещает.

Минфин в своей Информации № ПЗ-10/2012 от 4 декабря 2012 г. прямо указывает: «Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно … , а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации…)». Это значит, что при возникновении нештатных ситуаций, когда на счету время и деньги, а цена ошибок в оформлении документов может быть довольно высока, гораздо целесообразнее воспользоваться старыми добрыми унифицированными формами, а не пытаться «изобрести велосипед».

Маргарита Павлюченко — контент-редактор проекта «Большая Птица», эксперт Центра разработки программных продуктов ООО «Этерон».

Похожие статьи




Привет, будь первым в комментариях!

Понравилась статья? Есть вопросы? Нашли ошибку? Оставьте комментарий.